В то же время маньеристическая художественная практика породила феномен «субъективного видения мира». Такие, казалось бы, несовместимые черты, с одной стороны — внутренняя боль и отчаяние, с другой — внешняя холодность, чувственность и эротизм (конфликтующие между собой божественное и сатанинское начала в человеке) одновременно проявляются в маньеризме.
Элитарно-интеллектуальный маньеризм с его изысканно-вычурными композициями, знаменует собой индивидуалистичность изобразительного искусства, ведет диалог, строится по принципу взаимной беседы, вопроса и ответа, загадки и отгадки.
Особенно часто маньеристические тенденции в изобразительном искусстве проявляются в переходные периоды, когда старый эстетический идеал уже не может играть роль ценностно-смыслового выражения времени, а новый еще не сложился.